понедельник, 31 января 2011 г.

О школьном образовании

Кто хотя бы раз не слышал фразу: "Наше школьное образование – лучшее в мире"? Безусловно, в нем есть существенная доля истины. Но не принимать во внимание критические замечания, касающиеся современного российского школьного образования, особенно учитывая опыт последнего десятилетия, все же нельзя. Ведь школа не просто учит – она прокладывает дорожку в жизнь нашим детям, во многом формирует их характер, учит быть на "ты" с окружающим миром, даже определяет будущую карьеру.


Действительно, первую в мире эффективную систему школьного образования, охватывающую практически всех детей от 7 до 14 лет, создали именно в Советском союзе. Ликвидация безграмотности, трудовое воспитание и профессиональная подготовка, формирование советской идеологии – эти задачи решались наряду со многими другими, но при всем этом через советские школы многие из детей получили возможность приобщиться, пусть и не ко всем, но ко многим ценностям российской и мировой культуры.

Кажется очевидным, что в "старой" школе дисциплина порой имела большее значение, чем качество полученных знаний, а усвоение фактического материала, как правило, считалось более важным, чем воспитание в ребенке творческого подхода. Тогда не стоял вопрос о воспитании личности, индивидуума – учащиеся должны были прежде всего стать грамотными и активными членами коллектива. Знания, которые получали школьники того времени, были достаточно глубокими и, что очень важно, разнообразными: в программу включалось много как технических, так и гуманитарных дисциплин. Конечно, многое зависело от самих детей и это остается справедливым и для начала XXI века.

Сейчас многое стало по-другому. Школьники получили возможность выбирать, какой предмет они хотят изучать углубленно, а какой – сократить до минимума. Учителя стараются видеть в ученике прежде всего личность, а не "одного из" и уважать индивидуальность. Школа становится все более демократичной и интересной. Появился ряд частных образовательных учреждений, где упор делается именно на развитие в детях творческого подхода, а программы гибко подстраиваются под каждого конкретного ребенка. Родители и сами дети получили возможность с самого начала школьной жизни выбирать, по каким программам учиться, каким предметам уделять больше внимания, какие факультативы посещать.

3 комментария:

  1. кажется я догадываюсь, какие предметы школьники-"демократы" решат сократить до минимума...)))

    ОтветитьУдалить
  2. необходимо выстраивать индивидуальные образовательные траектории - это верно)

    ОтветитьУдалить
  3. очень интересный блог.

    ОтветитьУдалить